Ноя 26 2008

Введение


В качестве важнейшего условия успешного продвижения вперед по пути построения нового общества со всей остротой ставит задачу дальнейшего повышения эффективности общественного производства на основе достижений научно-технического прогресса.

Современная научно-техническая революция объединила в единый процесс производство, естественные и социальные науки. Ее могучее воздействие проявляется не только в перестройке всего технического базиса, всей технологии, форм организации и управления производством, но и в изменении роли и места человека в процессе производства и в окружающей его среде.

В этих условиях особую важность приобретает решение проблемы правильного прогнозирования хода развития научно-технической революции, умение планировать и управлять научно-техническим и социальным прогрессом.

По-видимому, следует признать, что человечество вступило в такую эпоху своего развития, когда необходимость принятия решений во многих случаях будет определяться не только экономической целесообразностью, но и в значительной степени целесообразностью, обусловленной необходимостью или неизбежностью.

Решение такой, задачи возможно только в социалистическом обществе — обществе социальной справедливости и высокой нравственной чистоты.

Одной из главных в этих условиях становится проблема урбанизации. Непрерывно протекающая в настоящее время урбанизация требует всестороннего научного анализа, открытия закономерностей ее развития и обеспечения на этой основе четкого планирования перспективного развития градостроительства.

И у нас в стране, и в мировой практике ведется активный поиск новых направлений и решений в градостроительстве на ближайший период и на перспективу.

Направления этих поисков весьма разнообразны. В них участвует большой круг специалистов — архитекторов, инженеров, экономистов, социологов, философов, демографов, гигиенистов и др. Однако уже сейчас можно с достаточной уверенностью предполагать, что города будущего сохранят и умножат тенденции рационализма, заложенные в XX в. Такие города будут представлять собой единый научно-производственный, жилой и культурно-бытовой комплекс и в значительной степени иметь характер замкнутых экологических систем, а отходы одного предприятия будут использоваться как сырье для другого. Это крайне необходимо, так как воздействие на природу столь велико, что, как это ни парадоксально, придется создавать такие условия, когда контакты человека с окружающей его средой должны быть строго регламентированы.

В этих условиях особенно актуальна разработка многочисленных градостроительных проблем.

Известно, что материальная среда, ее функциональные и градостроительные качества формируются при решении проблем размещения и развития производительных сил и связанного с этим расселения людей, в ходе разработки и реализации текущих и долгосрочных народнохозяйственных планов.

Социально-экономическая политика партии находит свое конкретное выражение в осуществлении грандиозной программы повышения уровня жизни народа, развития жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства в городах, рабочих поселках и сельских населенных местах.

Концентрация в городах ценностей материальной и духовной культуры создает широкие возможности для применения сил и знаний в самых различных отраслях деятельности, наиболее благоприятные условия для развития социального и научно-технического прогресса.

Решение проблемы оздоровления городов в сочетании с активной борьбой с санитарными вредностями будет оказывать все большее воздействие на планировочную структуру города. В этих целях в нарастающих масштабах должны осуществляться такие мероприятия, как упорядочение использования земной поверхности, сохранение и развитие растительного покрова, формирование открытых озелененных и водных пространств и их использование, что улучшит условия жизни населения. С другой стороны, оздоровление городов должно идти путем преодоления негативных сторон технического прогресса, сохранения и восстановления экологического равновесия, нарушаемого преобразовательной и производственно-технической деятельностью человека.

В нашей стране разрабатываются прогнозы развития строительства — одного из важнейших научных направлений общегосударственного планирования экономики. В определении направлений развития советского градостроительства большое значение имели проведенные Госгражданстроем, Госстроем РСФСР и Союзом архитекторов СССР научно-технические совещания по проблемам перспективного развития городов и других населенных мест и по прогнозам преобразования окружающей человека среды.

На этих совещаниях подчеркивалось, что основная особенность прогнозирования городов будущего заключается не столько в поисках новых технических возможностей и способов строительства, сколько в научном предвидении социальных сдвигов, усложнения жизнедеятельности города, преобразования сферы производства и структуры общества, условий жизни, быта и отдыха людей, населяющих города.

Одним из направлений решения проблемы создания оптимальных условий организации материальной среды человека представляется новый подход к пространственному развитию инфраструктуры городов. Речь идет о создании многоуровневых городских образований. Такие города с их сложными задачами и множеством целей должны развиваться максимально возможно по вертикали, при этом не только за счет наземной части, но и за счет многоплановой организации и использования подземного пространства.

Этой проблеме в отечественной градостроительной пауке и практике до последнего времени не уделялось должного внимания. В реконструкции даже таких крупнейших городов, как Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси и др., подземное пространство используется главным образом для прокладки инженерных коммуникаций, строительства линий и станций метрополитена и некоторых других целей.

Подземное пространство до настоящего времени не создается и не используется по единому градостроительному плану как система мероприятий, комплексно увязанная с общим генеральным планом города, как его неотъемлемая часть, имеющая цель существенно улучшить транспортное, культурно-бытовое и коммунальное обслуживание населения городов и прилегающих к ним агломераций (первая такая работа выполнена и утверждена по Москве — разработана схема организации и использования подземного пространства).

Несмотря на непрерывно возрастающее количество грузовых и легковых автомобилей в городах, в том числе индивидуального пользования, строительство подземных и полуподземных гаражей крайне ограничено.

Между тем в центральных частях Москвы, Ленинграда, Киева, Горького, Харькова, Баку, Еревана, Тбилиси и многих других городов отсутствуют земельные участки, где можно было бы построить наземные гаражи без ущерба для санитарного состояния центральных районов города и его архитектурного облика; строительство же гаражей в периферийных районах города вызывает излишние пробеги транспорта по напряженным улицам и магистралям города.

Подземные пешеходные переходы, как правило, не используются для торговли и других видов обслуживания населения, не связаны с подвальными и полуподвальными этажами близ расположенных зданий, где возможна организация торговли и других видов обслуживания пешеходов.

Как показывает анализ зарубежной градостроительной практики, в Австрии, Франции, Японии, Англии, ФРГ, Венгрии и других странах подземное пространство широко используется для сооружения комплексов многоцелевого назначения.

Зарубежный и сравнительно небольшой отечественный опыт свидетельствует о том, что использование подземного пространства во многом способствует решению многих градостроительных, инженерных и социальных задач. В первую очередь ограничивается территориальный рост городов, повышаются скорости и безопасность движения городского транспорта и пешеходов, снижается уличный шум, улучшается санитарно-гигиеническое состояние воздушного бассейна, повышается уровень озеленения и т. д.

В Программе КПСС говорится, что «...города и поселки должны представлять собой рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, обеспечивающих наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей». Правильное решение проблемы комплексного использования подземного пространства безусловно будет способствовать выполнению этих программных установок партии.

;В прогнозируемый до 2000 г. период развития экономики пашей страны предполагается значительно увеличить объемы капитальных вложений в жилищное, культурно-бытовое, промышленное и во все другие виды городского строительства. А наиболее эффективное использование народнохозяйственных средств, направляемых в градостроительство, приобретает первостепенное значение. Необходимо установить общие принципы дислокации сооружений применительно к планировочной структуре городов и разработать методы оптимизации градостроительных решений в условиях комплексного использования подземного пространства городов.

В последние годы в этом направлении проделана определенная научная и практическая работа. Так, при участии автора настоящей книги разработаны теоретические основы комплексной градостроительной оценки городских территорий. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование подземного пространства городов может быть эффективным.

При участии автора были также разработаны рекомендации по размещению объектов городского хозяйства в подземном пространстве городов. Однако оставались не изученными социально-экономические и инженерно-экономические факторы, окачивающие основное влияние на параметры, количественные и качественные характеристики объектов, сооружаемых ниже дневной поверхности, не были выявлены закономерности и условия, влияющие наноменклатуру и дислокацию подземных сооружений, и, главное, не были найдены методы экономических обоснований эффективности подземной урбанизации. Во весь рост встала задача разработать общую социально-экономическую концепцию и выявить общие социально-экономические, инженерно-экономические и градостроительные критерии оценки различных вариантов комплексного использования подземного пространства городов.

В настоящей книге автор попытался осветить эти вопросы, показать номенклатуру, возможные параметры и условия размещения сооружений городского строительства в подземном пространстве и сформулировать методические рекомендации по разработке экономических обоснований проектных решений генеральных планов, детальной планировки и застройки городов

в условиях комплексного использования подземного пространства.

Масштабы подземной урбанизации и виды размещения в подземном пространстве объектов строительства зависят от величины города и обусловливаются характерными для конкретных условий социальными, экономическими и градостроительными предпосылками, обеспечивающими совершенствование систем обслуживания населения, рациональное использование городских территорий и повышение эффективности капитальных вложений;

К объектам городского хозяйства, которые в принципе возможно размещать в подземном уровне, относятся сооружения или помещения, предназначенные для периодического или эпизодического посещения людей, для транзитного движения пешеходов, пассажиров и транспорта, помещения подсобно-вспомогательного назначения, пребывание в которых связано с ограниченными затратами времени.

Настоящая книга представляет собой первое комплексное исследование, посвященное экономике подземного городского строительства. В ней приведены результаты разработанных автором теоретических основ обоснования экономической эффективности нового направления в проектировании и строительстве городов, даны некоторые обобщающие материалы по реализации предложений в практике проектирования и строительства в нашей стране.

Особое внимание уделено столице нашей Родины Москве, где под руководством Московской партийной организации успешно претворяется в жизнь задача по превращению Москвы в образцовый коммунистический город.

Комментариев нет

Оставить комментарий