Ноя 26 2008

Развитие планировочной структуры крупных городов


В связи с возрастанием роли науки и техники и повышением уровня обслуживания населения изменятся градообразующие факторы, определяющие перспективы развития городов. Широкая автоматизация и механизация производственных процессов позволят уменьшить удельный вес трудящихся, занятых в промышленном производстве, и значительно увеличить численность кадров, занятых в научно-исследовательских институтах, на экспериментальных базах и в опытных производствах. Следует также ожидать многократного увеличения числа студентов в высших и средних технических учебных заведениях.

Возрастут объемы строительства, а следовательно, и роль строительных организаций в развитии городов, а также кадров, занятых в непроизводственной сфере — учреждениях обслуживания, в медицинских учреждениях, в сети общественного питания и распределения товаров, в культурно-просветительных учреждениях и других видах обслуживания населения.

Новое содержание градообразующих факторов окажет серьезное влияние на рост территорий для размещения научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и техникумов, городских и общественных центров и мест массового отдыха населения как в городах, так и в пригородных зонах.

Можно предположить, что будет создан новый тип промышленного района, в котором безвредные, автоматизированные производства будут находиться в многоэтажных производственных зданиях или под землей (непосредственно под жилыми районами), возможно, в нескольких подземных ярусах, образуя комплексные промышленно-селитебные районы. При подземном расположении производства (комплексов) вся научно-техническая часть будет находиться в нескольких наземных ярусах многоэтажных зданий.

Система культурно-бытового обслуживания такого промышленного района должна быть общей с жилыми районами.

Промышленный транспорт будущего, несомненно, пройдет по подземным туннелям, связывая предприятия с общей транспортной сетью. Под землей же разместятся обслуживающие помещения, производственные склады, гаражи.

Большие производственные комплексы, которые по тем или иным причинам нельзя разместить в непосредственной близости к жилым районам, будут находиться отдельно, вблизи селитебной территории, в том числе и на ее окраине, там, где будут расположены и крупные научно-технические центры с опытными производствами, и предприятия культурно-бытового обслуживания.

Специализированные производства (литье, плавка, поковка, строительная индустрия), а также большие научно-технические комплексы целесообразно размещать в малых и средних городах или во вновь создаваемых городах, входящих в систему агломерации (например, московская или минская агломерации с автомобильными и транспортными заводами, химическими, электронными предприятиями и т. д.).

Реконструкция или преобразование промышленных районов будут идти по линии упорядочения использования территории, размещения ряда объектов под землей, механизации и автоматизации производственных процессов, увеличения при предприятиях научных учреждений, инженерных и технологических служб, объектов научно-технического и культурно-бытового обслуживания. Однако, несмотря на это, территории, занятые промышленностью, уменьшатся незначительно, так как комплексы автоматов будут занимать большие площади, но количество выпускаемой продукции на 1 га возрастет в несколько раз.

Поскольку научно-технический прогресс приведет к сокращению населения, занятого в промышленности, ежедневные трудовые пассажиропотоки к производственным предприятиям уменьшатся. Это окажет серьезное влияние на планировочную структуру городов.

Вместе с тем большое влияние на структуру городов окажет развитие научных учреждений. Потребуются значительные территории для научно-исследовательских институтов, научно-экспериментальных баз и других научных учреждений; видимо, и в перспективе будут возникать города науки типа Дубны, градообразующей основой которых являются научно-исследовательские учреждения.

Потребность в кадрах с высшим и средним специальным образованием многократно увеличит подготовку специалистов в высших учебных заведениях и техникумах. В связи с этим существенно увеличатся территории, занятые вузами и техникумами.

То же относится и к здравоохранению. Прогресс медицины в области лечения и профилактики заболеваний обусловит широкое развитие сети лечебных учреждений, спортивных зданий и сооружений. Такую тенденцию должна учитывать планировочная структура города.

Для удовлетворения потребности в многообразных видах досуга потребуется создание широкой сети культурно-просветительных (театры, кино, лектории и др.), познавательных (музеи, памятники архитектуры и культуры, библиотеки и др.), спортивных (спортплощадки, спортзалы, плавательные бассейны, стадионы, универсальные спортивно-зрелищные залы и др.), оздоровительных (дома отдыха, пансионаты, турбазы) учреждений, а также зданий и сооружений комплексного назначения.

На структуру населенных мест серьезно повлияет рост свободного времени трудящихся, подвижность которых во много раз увеличится. Это приведет к широкому развитию различных видов межгородского транспорта, обусловит строительство многих тысяч километров автомобильных дорог и потребует резервирования территорий для создания мест отдыха, туристических баз и т. п.

Решающее влияние на структуру городов окажут быстро развивающийся городской транспорт, для которого придется повысить плотность магистралей и уличной сети, и, конечно, всевозрастающий объем жилищного строительства.

Следует особо остановиться на проблеме реконструкции городов. Существующие города, особенно крупные, все сильнее испытывают недостаток земель для своего развития. Освоение новых территорий вызывает все большие трудности. Поэтому в ближайшее время для более эффективного использования городских земель под застройку необходимо значительно активизировать процесс жилищного и общественного строительства в реконструируемых частях городов. Расширять и реконструировать промышленные предприятия следует преимущественно за счет более интенсивного использования существующих площадок, полностью исключая отвод пригородных сельскохозяйственных земель. Лишь в более отдаленной перспективе, после полного исчерпания внутренних территориальных резервов, включая и подземное пространство, можно обратиться к активному освоению территорий в границах агломераций и групповых городских образований.

Необходимость быстрого наращивания выхода жилой площади в связи с дефицитом жилищного фонда и недостаточная обеспеченность населения жилищами постоянно ограничивали и снижали темпы сноса некачественного фонда, отдаляя сроки его полной ликвидации. В результате контраст между условиями проживания городского населения в современных домах с высокой степенью благоустройства и в обветшавших домах становится недопустимо резким и приобретает социальное звучание.

Для повышения экономической эффективности использования внутригородских территорий следует применять гибкие приемы, когда маломерные кварталы последовательно преобразуются в систему жилых районов и микрорайонов с развитой сетью общественного обслуживания. В процессе реконструкции жилых кварталов разрыв между темпами строительства жилых домов и учреждений общественно-бытового обслуживания сводится к минимуму.

Особую проблему при реконструкции представляет защита жилых районов, расположенных вблизи промышленных предприятий, от вредных отходов производства. Размеры санитарных защитных зон в проектах реконструкции городов непрерывно возрастают. Это связано не только с потерей огромных городских территорий, но и с необходимостью выселения населения, проживающего в зоне в капитальных и благоустроенных домах. Для эффективной защиты районов потребуется безотлагательное, последовательное улучшение технологии производства, разработка и быстрейшее внедрение надежных методов снижения и уничтожения вредных отходов непосредственно на предприятиях, что позволит в дальнейшем постепенно ликвидировать санитарно-защитные зоны и более целесообразно использовать их территории.

С ростом территории существующих городов увеличиваются дальность передвижения населения и среднее время, затрачиваемое на поездки. Сложившаяся система улиц не позволяет увеличить интенсивность движения транспорта. Поэтому основная задача общественного транспорта в реконструируемых городах на ближайшее десятилетие заключается в дальнейшем улучшении качества транспортного обслуживания населения в условиях непрерывного и значительного роста перевозок и увеличения длины поездок.

Как известно, транспорт делится на две большие группы — внешний и городской. Систему внешнего транспорта образуют скоростные автомобильные дороги и электрифицированные железные дороги, обеспечивающие межгородские сообщения и быстрые связи между крайними, наиболее удаленными друг от друга точками пригородной зоны и соседними городами. Внутригородская система транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус) обеспечивает удобные связи между отдельными частями города.

В условиях групповых систем расселения правомерно появление третьей системы — экспрессного транспорта, рассчитанного на обслуживание всей территории и способствующего улучшению передвижения в пределах системы группового расселения. Такого рода полиструктурная система дорог, магистралей и внеуличного транспорта должна составить целостную взаимосвязанную пространственную систему, к которой будут тяготеть различные городские учреждения типа торговых центров, массового культурного обслуживания и т. д.

Сказанное о транспортных системах относится в полной мере и к инженерно-техническим системам, обслуживающим город. Совершенно ясно, что быстрыми темпами будут развиваться и многочисленные технические системы электротеплоснабжения, водопровода, канализации, связи, без которых невозможна жизнь современного города. Они охватывают густой сетью всю территорию города, обеспечивая его жизнеспособность.

Развитие культурно-бытового и коммунального строительства, реконструкция промышленных предприятий и транспортных узлов, а также создание новых научно-исследовательских институтов с опытными производствами требуют все новых и новых территорий для указанных видов строительства. Как показали расчеты ЦНИИПградостроительства, потребность в новых территориях для расширения и реконструкции городов до 1990 г. составит свыше 2,5 млн. та. Это приведет к дальнейшему изъятию земель сельскохозяйственного назначения, а стало быть, к снижению сельскохозяйственного потенциала страны, ухудшению окружающей человека среды.

Территориальный рост городов также связан с ухудшением социальных условий жизни, так как увеличиваются дальность транспортных поездок и затраты времени на передвижения, сокращается время для отдыха и культурно-просветительных мероприятий, повышается опасность передвижения для пешеходов.

Решение большого количества проблем, возникших в условиях глобальной урбанизации, создание по возможности комплексных, удобных и безопасных городов возможно путем широкого использования подземного пространства. Это не означает, что жизнь человечества должна развиваться под землей. Напротив, широкое использование подземного пространства дает возможность не только создать лучшие условия для транспортного, культурно-бытового и коммунального обслуживания, но и разгрузить центральные и жилые районы городов от наземных инженерно-технических сооружений, потоков автомобилей и других видов транспорта, освободить место для озеленения и наземных сооружений, связанных с длительным пребыванием людей.

Комментариев нет

Оставить комментарий