Ноя 26 2008

Особенности генерального плана развития


Июньский (1931 г.) Пленум ЦК ВКП(б) поставил задачу по разработке научно обоснованного Генерального плана столицы и тем самым положил начало планомерной застройке и реконструкции Москвы.

Первый Генеральный план реконструкции Москвы, принятый в 1935 г., предусматривал выполнение работ большого масштаба по жилищному и культурно-бытовому строительству, благоустройству и инженерному оснащению города, развитию общественного транспорта, дорог и озеленению. Этот план был в основном успешно выполнен, несмотря на огромные трудности, вызванные Великой Отечественной войной.

Большие и весьма значительные для города задачи были решены в послевоенном десятилетнем плане реконструкции столицы на 1951 —1960 гг., принятом в 1952 г. Особое внимание в нем уделялось жилищно-гражданскому строительству, развитию промышленности, энергетики и коммунального хозяйства.

Десятилетний план был полностью выполнен, а по жилищному строительству значительно перевыполнен.

К I960 г. все работы, намеченные Генеральным планом 1935 г. и планом послевоенного развития города 1952 г., были выполнены. Назрела необходимость разработать Генеральный план на новый расчетный срок.

Главное архитектурно-планировочное управление Москвы и его институты с привлечением многих управлений и организаций Московского Совета, министерств и ведомств разработали сначала технико-экономические основы, а затем и ныне действующий Генеральный план развития Москвы. Особенность Генерального плана 1971 г. состоит в его всеобъемлющем, комплексном характере. Он учитывает рациональное и взаимосвязанное размещение производительных сил и расселение населения не только Москвы, но и Московской области, что стало возможным благодаря разработке одновременно с генпланом города и схемы районной планировки.

В Генеральном плане определены масштабы и направления развития всех отраслей народного хозяйства Москвы и в соответствии с этим приняты параметры формирования города на перспективу; приводятся основные показатели, характеризующие условия и уровень жизни населения города на новый расчетный срок и на этой основе выявлены объемы и темпы промышленного, жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства, развития всех отраслей городского хозяйства, транспорта и связи.

Проектные предложения Генерального плана развития Москвы разработаны с учетом их реализации в течение 25—30 лет, т. е. примерно до 1990 г., но ряд решений, имеющих регулятивный характер, учитывает и более отдаленную перспективу (2000—2010 гг.). Сроки реализации отдельных показателей развития города, предусмотренных Генеральным планом, определяются народнохозяйственными планами по пятилетиям.

Теперь кратко остановимся на основных принципах и направлениях решения важнейших социально-экономических и градостроительных проблем перспективного развития Москвы.

Прежде всего это касается такого важнейшего вопроса, как регулирование градообразующей базы и ограничение численности населения города. Это крайне необходимо и важно, чтобы предотвратить высокую концентрацию производства, населения и транспортных средств, не снижать возможности для отдыха населения и санитарно-гигиенические условия проживания людей. Поэтому в Москве и Московской области запрещено строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий, если оно связано с ростом численности кадров, а также создание новых научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро и вузов. Разрешено- строительство только предприятий и учреждений, обслуживающих население и нужды коммунального хозяйства.

Регулирование и дальнейшее развитие народного хозяйства Москвы обеспечивается за счет следующих мероприятий:

углубления специализации промышленного производства — преимущественного развития точного машиностроения, приборостроения, радиотехники, электроники, а также производства высококачественных товаров народного потребления, требующих высококвалифицированного труда;

обеспечения высоких темпов развития промышленности без увеличения численности кадров за счет повышения ее технического уровня, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены устаревшего оборудования; вывода промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов с опытными производствами, удаленных от сырьевых баз и районов сбыта продукции, потребляющих большое количество воды, топлива и электроэнергии, вредных в санитарно-гигиеническом и опасных в пожарном отношении;

ликвидации мелких разобщенных предприятий и создание вместо них крупных современных научно-производственных объединений, что позволит высвободить часть кадров в градообразующих отраслях народного хозяйства, для использования их в развиваемой непроизводственной сфере, и в первую очередь в предприятиях и учреждениях, обслуживающих население;

регулирования численности населения Москвы и тяготеющего к ней района в пределах установленной Генеральным планом и схемой районной планировки, проведения специальных мероприятий по выравниванию возрастной структуры для обеспечения всех отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами.

Важнейшей задачей по-прежнему является предотвращение разрастания города как по численности населения, так и по площади. Поэтому в схеме районной планировки рассмотрены вопросы развития ряда областных центров, входящих в центральный экономический район, с тем, чтобы определить положение и сферы влияния Москвы и Московской области на развитие экономики всего рассматриваемого района и таким образом сдержать развитие новых производств и других объектов в Москве и в районах, тяготеющих к ней.

На основе всестороннего изучения народнохозяйственных, трудовых культурно-бытовых и других взаимосвязей Москвы с городами и населенными пунктами, окружающими столицу, организации инженерного обеспечения, транспорта, связи и снабжения в схеме определены границы района, тяготеющие к Москве. Они охватывают территории, расположенные в радиусе 60—70 км от центра города.

В связи с этим в градостроительном отношении территория Московской области подразделилась на две зоны. Первая зона — это собственно Москва с прилегающим к ней районом, где ограничено развитие всех отраслей народного хозяйства и введен особенно строгий градостроительный режим. Здесь расселение, включая Москву, ее лесопарковый пояс и пригородную зону, проводится исходя из необходимости стабилизации численности населения на современном уровне и создания замкнутого трудового баланса.

Вторая зона, территории которой расположены за пределами первой зоны, — это районы активного развития. Здесь, на расстоянии 100—120 км от Москвы, создается развитая сеть крупных и достаточно автономных промышленных и культурно-бытовых центров с населением 150—250 тыс. человек, обслуживающих город и всех проживающих в радиусе 30—35 км, и удобно связанных со столицей.

Характерной чертой Генерального плана развития Москвы является то, что город, лесопарковый пояс и пригородная зона рассматриваются как единая система, определяющая организацию и условия жизни населения столицы. Это означает, что народнохозяйственное и градостроительное развитие указанных трех слагаемых — города, лесопарковой и пригородной зон — полностью взаимоувязано и решается комплексно, а это должно обеспечить правильное регулирование застройки, создание озелененных пространств, рекреационных территорий и, главное, не допустить разрастания города с окружающими его населенными местами, сохранить тем самым в неприкосновенности лесопарковый пояс — резервуар чистого воздуха для города — и места массового отдыха трудящихся.

Исключительно важное значение имеет планировочная структура Москвы. Она способствует улучшению социальной организации и условий жизни населения. В Генеральном плане приняты новые прогрессивные решения по организации производственных зон, селитебных районов, мест массового отдыха, сетей культурно-бытового и коммунального обслуживания и системы общественных центров. При этом учтены характерные особенности исторического развития города, его неповторимый ландшафт и природное окружение.

Предусматривается дальнейшее развитие системы озеленения: создание новых и реконструкция существующих городских парков и лесопарков, районных и детских парков, садов, скверов, бульваров, органически включаемых в планировочные зоны города. Значительное место в структуре города занимают спортивные сооружения в сочетании с вновь созданными прудами и водоемами, используемыми для занятий спортом и отдыха.

Намечена и успешно реализуется система мероприятий по гармоничному развитию и размещению сети обслуживания: детских учреждений, школ, поликлиник, предприятий торговли, общественного питания, прачечных, пунктов химчистки, кинотеатров, библиотек, клубов, музеев и т. д.

Повышение уровня инженерного благоустройства и транспортного обслуживания, предусмотренное в Генеральном плане, обеспечит создание бытового комфорта в жилых домах и зданиях общественного назначения, а мощная система городских дорог и внедрение новых типов транспортных средств и метрополитен позволят намного- сократить время переездов к местам приложения труда, быта и отдыха и повысить удобства передвижения на всех видах транспорта.

Особо большое значение имеет комплекс проводимых мероприятий по коренному улучшению водоснабжения и канализации города, совершенствованию систем энергоснабжения, связи, наружного освещения, реконструкции набережных реки Москвы и других водоемов Повсеместное применение в качестве основного вида топлива природного газа, полное прекращение сброса в реки неочищенных промышленных стоков наряду со строительством новых систем по удалению и утилизации бытовых отходов позволят значительно улучшить состояние воздушного и водного бассейнов, комплекс мероприятий по снижению городских шумов — создадут наилучшие условия для жизни москвичей.

Таковы основные градостроительные задачи и социальные проблемы, которые решаются в процессе осуществления Генерального плана развития Москвы — одного из крупнейших городов мира, центра промышленности, науки и культуры, столицы, в период развернутого строительства коммунизма.

Следует особо заметить, что в разработке Генерального плана, а затем и его реализации наряду с московскими организациями участвовали и участвуют сейчас многие научно-исследовательские и проектные организации Госгражданстроя и Госстроя СССР, Министерства здравоохранения СССР, Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства связи СССР, Министерства путей сообщения СССР и многие другие ведомства.

Основное условие успешного претворения в жизнь Генерального" плана развития Москвы, как, впрочем, и всех других генпланов, особенно крупных городов,— правильное размещение всех видов городского строительства.

Комментариев нет

Оставить комментарий