Ноя 26 2008

методы экономических обоснований

Кондиционер66.ру: Продажа кондиционеров Екатеринбург, +7(343)383-32-84 Альянс Климат

МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

Всесторонние социальные, градостроительные и экономические обоснования по рассматриваемой проблеме формализуются в принципиальной модели, представленной на рис. 12.

Как уже отмечалось, проблема подземной урбанизации, по нашему мнению, заключается в решении ряда социальных задач инженерно-техническими и архитектурно-планировочными средствами. В связи с этим очевидно, что решение проблемы возможно лишь при определенном социально-экономическом и градостроительном эффекте, получаемом в результате совершенствования планировочных решений застройки, функционального зонирования города, его транспортных связей, ландшафта и т. п.

Поэтому основными задачами будут: обеспечение наилучших условий труда, быта и отдыха для населения; разработка оптимальных проектных решений в строительстве промышленных объектов, НИИ, КБ, жилых домов, торговых и зрелищных предприятий, объектов культурно-бытового и коммунального обслуживания, инженерных коммуникаций и сооружений.

К социально-экономическим критериям относятся: улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения; обеспечение безопасности передвижения людей в городе; совершенствование всех систем обслуживания населения в местах проживания, приложения труда и по пути движения людей от мест приложения труда до жилых районов и микрорайонов.

К инженерно-экономическим — высвобождение городских территорий; совершенствование систем инженерного оборудования, дорог и транспорта; создание многоцелевых объектов обслуживания.

Рис. 12. Моделирование экономической эффективности подземного градостроительства    (принципиальная схема): А — труд; Б — быт; В — отдых;   Г—   промышленное строительство; Д — жилищное строительство;  Е—культурно-бытовое и коммунальное   строительство;   Ж   — инженерное     строительство; 3  —  анализ  и обобщение зарубежного   и   отечественного опыта;  И — социологические обследования; К — медико-санитарные     обследования; Л — экспериментальное        проектирование районов  и  объектов  городского   и   районного   значения; 1  —  санитарно-гигиенические  условия  проживания; 2 — безопасность людей; 3 — улучшение обслуживания; 4 — высвобождение   городских   территорий;

5— совершенствование систем инженерного оборудования,   дорог   и   транспорта; 6— решение многоцелевых объектов       обслуживания; 7— комплексное решение планировки    и    застройки; 8—   создание   компактных городов;   9  —   гармоничное развитие мест труда, быта и отдыха; 10 — упорядочение размещения и эстетики застройки; 11 —   экономия времени во всех сферах обслуживания;   12  —  ускорение   сообщения  с   района-ми труда, быта и отдыха; 13 — улучшение санитарно-гигиенических  условий  проживания;  14 — правильный выбор        строительного    и функционального   зонирования;  15 — увеличение озелененных   и   водных  пространств; 16 — решение проблем транспорта  и храпения транспорта;    17   —   рентабельность предприятий; 18— ускорение оборачиваемости средств транспорта, грузов,  экономия  горючего; 19— экономия территорий; 20— экономия на инженерном оборудовании; 21 —концентрация строительства; 22 — экономия на освоении городских территорий; 23 — сокращение сроков строительства; 24 — комплектность строительства; 25 — сокращение отчуждаемых земель сельскохозяйственного значения; 26 — экономия эксплуатационных расходов.

К   градостроительным — комплексное   решение планировки и застройки городов, планировочных зон, жилых районов, микрорайонов и создание на этой основе компактных городов; гармоничное размещение мест труда, быта и отдыха; упорядочение размещения и улучшение эстетической выразительности застройки города.

В качестве основных методов решения проблемы подземного городского строительства приняты: анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта использования подземного пространства; социолого-экономические, медико-биологические и санитарно-гигиенические исследования; экспериментальное, проектирование по городу, районам и объектам городского и районного значения на основе проектов генеральных планов городов, детальной планировки и застройки районов с необходимыми технико-экономическими расчетами.

Получаемые результаты группируются соответственно поставленным задачам и содержат:

социально-экономические результаты: экономия времени населением во всех сферах обслуживания; ускорение сообщения с районами мест приложения труда, быта и отдыха и в связи с этим снижение транспортной усталости; улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения; безопасность передвижения пешеходов;

градостроительные результаты: правильный выбор строительного и функционального зонирования территорий; увеличение озелененных и водных пространств; решение транспортных проблем и размещения транспортных средств;

инженерно-экономические результаты: ускорение оборачиваемости транспортных средств; повышение скорости движения всех видов транспорта; экономия горючего; снижение затрат на развитие инженерного оборудования; экономия затрат на освоение территорий; повышение рентабельности работы предприятий городского хозяйства; концентрация строительства; сокращение сроков и комплексность строительства; уменьшение размеров отчуждаемых для городской застройки земель сельскохозяйственного назначения; экономия эксплуатационных расходов.

Можно полагать, что предложенная нами принципиальная схема моделирования экономической эффективности позволит определить сроки окупаемости капитальных вложений и целый ряд социальных преимуществ комплексного строительства с учетом использования подземного градостроительства.

Следует особо подчеркнуть, что использование подземного пространства для размещения различных объектов и сооружений городского хозяйства окажет значительное влияние на общую стоимость строительства.

Строительство под землей связано с дополнительными объемами земляных работ, усилением несущих конструкций, фундаментов, стен, перекрытий. Подземные помещения общественного назначения требуют специальной внутренней отделки, кондиционеров и т. п. Все это усложняет отдельные виды строительно-монтажных работ, увеличивает их объемы, а следовательно, и сметную стоимость.

Вместе с тем подземное строительство позволяет отказаться от ряда конструктивных элементов зданий, таких, как крыша, наружные оконные блоки, отделка фасадов, внутренние водостоки и др. Но, несмотря на это, стоимость подземного строительства, по-видимому, всегда будет выше стоимости строительства наземного.

Отсутствие в настоящее время многих экспериментальных проектов городских сооружений в подземном исполнении не позволяет достаточно точно определить удорожание их строительства по сравнению с наземными.

Анализ имеющихся смет по объектам различного назначения и оценка возможных изменений в затратах по элементам зданий и сооружений позволили определить масштабы удорожания сметной стоимости строительства в подземном пространстве.

Исходя из необходимости усиления основных несущих конструкций подземных зданий, принято считать, что их стоимость в 2 раза выше, чем в наземных зданиях. Учитывая их удельный вес в общей стоимости объекта, ожидаемое увеличение объемов земляных- работ и отказ в подземных условиях от некоторых элементов здания, предполагается, что сметная стоимость подземного  строительства  в  зависимости от расположения объектов увеличивается на 15-55%.

Экономический эффект при размещении объектов городского хозяйства под землей проявляется в различных формах.

Наиболее существенна реальная возможность уменьшения общих размеров городской территории, вследствие чего сокращается протяженность инженерных и транспортных коммуникаций, а следовательно, и размеры капитальных вложений в их сооружение.

Ограничение территориального роста городов будет вместе с тем способствовать сокращению отвода под застройку сельскохозяйственных земель и лесопарковых угодий.

Одновременно высвободятся значительные участки в зоне селитебных территорий для зеленых насаждений, спортивных площадок и т. п.

Сооружение объектов городского строительства под землей, как уже говорилось, связано с усилением основных несущих конструкций — фундаментов, стен, перекрытий, а это увеличивает их долговечность и срок эксплуатации. Ряд же конструктивных элементов с относительно небольшим сроком службы (крыша, кровля, наружные окна) вообще не требуется в подземных условиях. В связи с этим возрастает долговечность здания или сооружения в целом, что уменьшает затраты на капитальный ремонт и отчисления на реновацию.

Подземные сооружения и объекты требуют также меньших затрат и на текущий ремонт, так как не подвергаются атмосферным воздействиям.

Поверхности подземных сооружений не соприкасаются с наружным воздухом, что снижает общие теплопотери, а следовательно, и затраты на отопление объектов. В то же время отсутствие естественного света в помещениях требует для искусственного освещения и вентиляции значительного расхода электроэнергии.

Однако надо полагать, в целом расходы на эксплуатацию зданий и сооружений в подземном пространстве будут несколько меньше, чем в наземных условиях.

По данным исследований, в том числе и НИИЭС Госстроя СССР, установлено, что рентабельность предприятий обслуживания зависит от местоположения их в городской застройке. Выручка предприятий торговли, расположенных в центральной части города на оживленных улицах и площадях, намного выше, чем в магазинах, находящихся в глубине жилой застройки.

Это относится и к подземным объектам. Так, например, в Москве мы обследовали более 50 объектов мелкорозничной торговли, расположенных в вестибюлях метро и в подземных пешеходных переходах, и установили, что в киосках по продаже кондитерских изделий, книг, аптекарских товаров и мороженого реализация товаров намного выше по сравнению с наземными, расположенными менее удобно для покупателей. Отдельные киоски по торговле аптечными и кондитерскими товарами по товарообороту приравнены к специализированным магазинам второго разряда, а по прибыли на одно рабочее место значительно превышают этот показатель для магазинов.

Киоски на станциях метро и в подземных переходах, торгующие театральными билетами, продают их намного больше, чем кассы при театрах, филармониях и других учреждениях.

Таким образом, размещение объектов торговли по пути следования покупателей дает прямой экономический эффект: увеличивается товарооборот, а следовательно, и прибыль на одно рабочее место.

Как видим, использование подземного пространства в градостроительстве, с одной стороны, ведет к увеличению сметной стоимости строительства объектов, а с другой — обеспечивает:

ограничение роста городских территорий, сокращение протяженности улиц, дорог, инженерных коммуникаций, а следовательно, и капитальных вложений в их строительство и затрат на эксплуатацию;

уменьшение размеров отчуждаемых сельскохозяйственных и лесопарковых земель под городскую застройку;

наиболее рациональное построение схем инженерного оборудования с размещением источников питания в центре нагрузок и в связи с этим сокращение протяженности инженерных сетей;

рациональную организацию системы городского транспорта, позволяющую увеличить скорости движения, в связи с чем перевозка грузов и пассажиров может осуществляться меньшим количеством транспортных средств, а это сэкономит затраты на приобретение транспортных средств, строительство гаражей и автопарков;

повышенную рентабельность предприятий торговли, общественного питания и других хозрасчетных объектов обслуживания;

снижение эксплуатационных расходов на содержание подземных объектов по таким статьям затрат, как амортизационные отчисления, расходы на отопление и т. д.;

экономию времени трудящихся в сфере транспортного, торгового и бытового обслуживания;

дополнительный экономический эффект в сфере промышленного производства за счет ускорения перевозки грузов;

улучшение санитарно-гигиенического состояния городской среды.

Таким образом, экономическая эффективность строительства городских объектов в подземном пространстве может быть определена соизмерением суммарных народнохозяйственных затрат на его осуществление и достигаемым совокупным социально-экономическим эффектом.

При этом принципиально важно оценивать экономическую эффективность не отдельных объектов городского хозяйства, размещаемых ниже дневной поверхности, а целых комплексов многоцелевого назначения, сооружаемых при транспортных узлах, коммуникациях, на площадях-развязках и т. п., ибо только в этом случае возможно определить и соизмерить как полные народнохозяйственные затраты, так и интегральный экономический эффект.

Под интегральным экономическим эффектом понимается всесторонний учет разноплановых (экономических, социальных, инженерно-технических, архитектурно-планировочных и др.), но находящихся во взаимодействии факторов, обеспечивающих экономические преимущества подземной урбанизации.

По общепринятой методике определения эффективности капитальных вложений в народное хозяйство выявляются сравнительная эффективность различных вариантов подземного строительства по сравнению с традиционным, наземным, и сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений.

Совокупный экономический эффект по вариантам проектных предложений определяется разностью между эффектом, получаемым при традиционном, наземном, строительстве городских объектов и при комплексном использовании подземного пространства.

В общем виде сравнительная эффективность подземной урбанизации может быть представлена расчетным коэффициентом сравнительной эффективности или сроком окупаемости дополнительных капитальных вложений.

Для определения экономического эффекта от подземной урбанизации в конкретных условиях за базу сравнения принимаются данные наиболее распространенных проектных решений наземного строительства. В связи с этим чрезвычайно важен правильный подбор аналогов для сравнения стоимостных показателей объектов; это может оказать решающее влияние на результаты сопоставления.

Поэтому при определении экономической эффективности использования подземного пространства технико-экономические показатели по объектам городского хозяйства, сооружаемым под землей, необходимо сопоставить с данными типовых проектов аналогичных наземных объектов или с укрупненными показателями устойчивой ценности, полученными в результате обобщения большого числа различных проектов соответствующего назначения.

В состав капитальных вложений в строительство отдельных зданий и сооружений, как правило, входят:

затраты на освоение земельного участка под застройку;

стоимость строительно-монтажных работ;

стоимость технологического оборудования;

прочие лимитированные затраты.

В ходе предварительных расчетов установлено, что строительство под землей связано в основном с увеличением стоимости строительно-монтажных работ. Стоимость технологического оборудования, а также «прочие лимитированные затраты» не претерпевают существенных изменений.

Примечание. Согласно инструкции по определению экономической эффективности капиталовложений в строительстве СП 423—71 п. 1. 7 и 3. 2 и с учетом специфики рассматриваемой проблемы, в составе которой оценивается эффективность не только инженерно-технических (конструктивных и объемно-планировочных), но и социально-экономических результатов строительства (условия проживания, затраты общественного времени и т. д.), коэффициент эффективности капитальных вложений при комплексном использовании подземного пространства может быть принят в размере 0,12—0,1 (срок окупаемости капитальных вложений до 10 лет).

Покажем, как образуются основные показатели, составляющие уравнение по определению сроков окупаемости дополнительных капитальных вложений при подземном строительстве.

Как уже отмечалось, при технико-экономических сравнениях вариантов необходимо учитывать экономию территорий при строительстве объектов под землей.

Размер территории, которая может быть сэкономлена в городе, должен определяться применительно не к единичным подземным объектам, высвобождающим незначительную земную поверхность, а в целом по городу, с учетом большого комплекса мероприятий по строительству объектов многоцелевого обслуживания в подземном пространстве города. Это принципиально важно потому, что прямые затраты на освоение участка при наземном строительстве отдельного объекта в большинстве случаев меньше, чем прямое удорожание при строительстве того же объекта под землей.

Оценка сэкономленных территорий при подземном строительстве (или дополнительно осваиваемых земель для нужд городской застройки при традиционном наземном строительстве) определяется показателями инженерно-экономического комплекса КГОТ. Это прямые затраты, приходящиеся на 1 га территории города.

Экспериментальные расчеты, выполненные автором по специально разработанным вариантным схемам, показали, что снижение затрат на инженерные коммуникации при компактном решении схем сетей составит 10—15%- А для укрупненных расчетов можно принять AZ = 0,1 + 0,15Z (где в традиционном варианте схемы затраты на инженерные сети составляют величину Z).

В расчете эксплуатационных издержек по вариантам наземного и подземного строительства объектов городского хозяйства необходимо учитывать весь комплекс затрат на содержание зданий и встроенного оборудования, Обеспечивающего нормальную работу объекта.

Эксплуатационные расходы включают: отчисления на амортизацию (реновация и капитальный ремонт) и текущий ремонт; затраты на отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха, содержание лифтов и других встроенных механизмов; на содержание санитарно-, электро- и радиотехнических устройств, мест общего пользования, содержание территории; на заработную плату персонала.

Если объект городского хозяйства размещен в арендуемом помещении (например, в жилом доме, на станции метрополитена и т. п.), то амортизационные отчисления заменяются затратами на арендную плату владельцу здания. Все остальные расходы идентичны приведенным выше.

Эксплуатационные расходы вариантов строительства определяются и сравниваются по всему кругу затрат на комплекс объектов городского хозяйства.

Весомым фактором при определении экономической эффективности подземного строительства является повышенная рентабельность (и размер прибыли) объектов торговли, зрелищных предприятий и хозрасчетных коммунальных объектов обслуживания при размещении их в подземном пространстве центральных районов города в комплексе с транспортными коммуникациями и узлами.

Исследования по этому вопросу с натурным обследованием большого числа объектов торговли, в том числе существующих подземных предприятий общественного питания, кинотеатров и т. д., показали, что за счет удобного их расположения, максимально приближающего товары и услуги к потребителям, товарооборот увеличивается на 25—30%.

Так как размер прибыли хозрасчетных объектов обслуживания находится в прямой зависимости от товарооборота (для каждого вида предприятий прибыль составляет определенный процент товарооборота, например для продуктовых магазинов 2—2,5%, для промтоварных — 1,5—2%), дополнительный размер прибыли для указанных объектов в данном случае может быть определен, как ДД = 0,20 + 0,ЗД (где Д — величина прибыли в тысячах рублей в год на одно рабочее место при традиционном размещении объекта).

При технико-экономическом сопоставлении вариантов размещения отдельных объектов обслуживания на земле и в подземном пространстве необходимо учитывать все виды затрат, включая расход времени населением в сфере услуг.

Таковы основные методологические приемы, позволяющие определить эффективность строительства в подземном пространстве тех или иных объектов городского строительства.

Основываясь на общих принципах использования подземного пространства, принятых нами, стало возможным обосновать весьма широкую номенклатуру сооружений, которые могут быть размещены ниже дневной поверхности. Практически это все виды объектов культурно-бытового, коммунального и инженерного назначения, которые необходимы для нормального функционирования микрорайонов, жилых районов, промышленных зон и других мест приложения труда и общественных центров городов.

Это обстоятельство позволяет нам особо подчеркнуть универсальность рассматриваемой проблемы и установить то важнейшее для экономики строительства положение, что использование подземного пространства не может рассматриваться как локальная градостроительная и социально-экономическая задача. Здесь речь идет об оптимизации всего пространственного развития города в условиях развитой по вертикали его планировочной структуры.

В основу поиска методов экономических обоснований проектных решений планировки и застройки с широким подземным строительством положен системный анализ, позволивший оценить многофункциональную деятельность городского организма с точки зрения социальных потребностей населения и форм возможного и максимально удобного их удовлетворения.

При обосновании проектных предложений приходится рассматривать много вариантов различного соотношения наземного и подземного строительства объектов одной номенклатуры. Трудоемкость таких расчетов и задача выбора оптимального решения приводят к выводу о целесообразности применения экономико-математических методов в расчетах и электронно-вычислительных машин.

Комментариев нет

Оставить комментарий