Ноя 26 2008

Концепция многоуровневой пространственной организации


Планировка и застройка городов — процесс непрерывный, так как социальный и научно-технический прогресс, растущие экономические возможности государства выдвигают все новые требования к градостроительству, и в частности к развитию инфраструктуры городов, реализация которых позволяет еще более повышать уровень удобств проживания населения.

Характерное явление послевоенных лет — ярко выраженная тенденция развития и размещения производительных сил не только в крупных городах, но и в пригородных зонах, где строятся новые крупные промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, опытные производства, жилые районы, коммунальные и культурно-бытовые учреждения имеющие с городом многочисленные хозяйственные и культурные связи.

Таким образом возникают новые условия формирования материальной среды городов в органическом связи с пригородной зоной.

Инженерная инфраструктура, как и вся система обслуживания крупного города, не может рассматриваться на современном этапе изолированно в рамках города, а должна трактоваться как часть большой системы, призванной обеспечить нормальное и устойчивое функционирование всех входящих в нее потребителей.

Обеспечению   необходимых материальных  условий для решения указанных требований в пространственном перерастании инфраструктуры крупных го родов инфраструктуру системы группового расселения во многом будет способствовать организация комплексное освоение подземного пространства.

Важным обстоятельством является также и то что в городских образованиях постоянно сосуществует старое и новое и всегда остается проблема сочетания сложившихся традиций в решении тех или иных задач с новыми тенденциями в развитии мировой градостроительной практики.

Как известно, во многих районах сложившихся городов стоит проблема сохранения наиболее ценных архитектурно-художественных ансамблей при необходимости размещения в этих же районах значительного количества новых объектов обслуживания (включая гаражи и автостоянки для автомашин) чтобы условия проживания в старых районах отвечали возросшим современным требованиям.

Все это учитывалось при подготовке предложений по комплексному использованию подземного пространства городов нашей страны для размещения объектов городского строительства.

При этом мы исходили из стоящих перед нами проблем, связанных с интенсивным ростом городов, с растущим дефицитом территорий для размещения промышленного, жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства, а также с необходимостью коренного улучшения  условий  проживания населения в городах и окружающей человека природной среды.

Особенность нашего строительства состоит в том, что любое созидание осуществляется в интересах человека. Поэтому основной социально-экономический критерий целесообразности  размещения  объектов в
подземном пространстве — это обеспечение удобства обслуживания людей и кратковременность пребывания посетителей объектов ниже дневной поверхности, естественно, при высокой рентабельности предприятий обслуживания.

Нам представляется, что концепция современной урбанизации с широким использованием подземного пространства городов заключается в решении целого ряда социальных и градостроительных задач инженерно-техническими и архитектурно-планировочными средствами.

Необходимость комплексного использования подземного пространства городов и в связи с этим проектирования и строительства подземных сооружений различного назначения вызывается целым рядом объективных причин, основные из которых следующие:

интенсивный рост населения и потребность в территориях, особенно в крупнейших, крупных и больших городах;

истощение ресурсов городских земель, пригодных для застройки, и в связи с этим постоянное изъятие для строительства сельскохозяйственных земель и лесопарковых массивов, прилегающих к крупным городам, опасность частичного, а в некоторых случаях и полного уничтожения естественного ландшафта и резкого ухудшения природно-климатических и санитарно-гигиенических условий жизни в городах;

наиболее рациональное использование городской территории с обеспечением компактной архитектурно-планировочной структуры города и его общественных центров;

коренное улучшение транспортного обслуживания населения и связей между различными районами города, для чего потребуется повышение скорости и безопасности городского движения, увеличение пропускной способности дорожно-уличной сети, обеспечение максимальной эффективности эксплуатации всех видов городского транспорта;

наиболее удобные и безопасные передвижения пешеходов по городу, сокращение времени на пересадки у транспортных узлов;

улучшение культурно-бытового и коммунального обслуживания, приближение соответствующих объектов к местам массового посещения людей и путям их следования; повышение интенсивности эксплуатации и рентабельности этих предприятий;

сохранение при реконструкции городов существующих архитектурных памятников и ансамблей, представляющих историческую и художественную ценность, а также капитальной городской застройки;

развитие средств   общественного, специального и особенно индивидуального транспорта, создание технического обслуживания, для которого требуются большие территории, в том числе для хранения машин, и значительное количество новых специальных зданий и сооружений;

развитие и совершенствование систем инженерного оборудования; размещение основных источнике питания возможно ближе к центрам нагрузки.

Правильное комплексное использование подземно го пространства города даст возможность значительно улучшить условия проживания населения и в какой-то мере позволит уменьшить долг города пере человеком, его создавшим.

Основная социальная задача подземной урбанизации в современных условиях интенсивной мобильности городских жителей состоит, по нашему мнению, максимальном приближении всех объектов обслуживания   к   человеку,   который   передвигается по го роду.

В связи с этим представляется, что решение проблемы должно идти следующими направлениями.

Необходимо изменить практику проектирования строительства и эксплуатации линий метрополитена в крупнейших городах. Метрополитен должен быт не только средством комфортабельного и быстрого передвижения, но и основным предприятием по комплексному обслуживанию населения, более половины которого ежедневно им пользуется.

На всех головных и конечных станциях метро, также на пересадочных узлах, у вокзалов и главных площадей города при станциях метро должны быт созданы предприятия комплексного обслуживания Это столы заказов продовольственных товаров, кафе рестораны, отделения связи, киоски, продающие литературу, театральные и транспортные билеты, и т. п.

Целесообразно    максимально   использовать   все подвальные помещения   зданий и жилых домов дл торговли, размещения предприятий обслуживания, гаражей и т. п., увязывая эти объекты с системой подземных переходов, транспортных тоннелей и остановками общественного транспорта.

Одновременно следует тщательно проанализировать сложившуюся систему организации наземной торговли. По-видимому, целесообразно обеспечивать население продовольствием в основном по системе заказов; в районных торговых центрах широко рекламировать новые товары, а эти товары доставлять расфасованными   в   пункты приема заказов или на дом.

Настало время значительно расширить применение трубопроводного транспорта. Сейчас по трубам транспортируются холодная и горячая вода, сточные канализационные и ливневые воды, газ, а также сжатый воздух. А ведь современная техника позволяет транспортировать в городе по трубам бензин, масла, почтовую корреспонденцию и различные продукты.

Особо острым является вопрос мусороудаления. Существующая система сбора и вывоз его автомашинами неэффективна с санитарно-гигиенической и экономической точек зрения. При современном уровне техники можно удалять мусор за пределы города по мусоропроводам или предварительно дробить его и сбрасывать в систему канализации.

Весьма актуальна проблема высвобождения городских территорий от сооружений и линий внешнего железнодорожного транспорта, расположенных в черте города. Эти объекты не только занимают земли, пригодные для селитебных целей, но и создают дискомфортные условия в соседних районах. Поэтому крупнейших городах, в первую очередь в Москве, целесообразно перекрыть железнодорожные линии, проложенные в выемках, а в ряде случаев специально заглубить их, заключив в тоннели; на ряде участков могут быть устроены эстакады.

При строительстве новых и реконструкции существующих городов вся наземная часть города должно быть наиболее рационально использована для организации труда, быта и отдыха населения.

В подземном пространстве можно разместить сооружения или помещения, периодически или эпизодически посещаемые людьми, для транзитного движения пешеходов, пассажиров   и   транспорта,   помещении подсобно-вспомогательного назначения.

Сооружения, размещаемые в подземном пространстве, можно классифицировать по ряду признаков, по назначению и характеру использования (номенклатура сооружений), по месту расположения в не города и взаимосвязи с наземными сооружениями по конструктивной и объемно-планировочной схеме по количеству подземных ярусов и глубине заложения от поверхности земли и др.

По назначению и характеру использования под земные сооружения могут быть   классифицирован следующим образом.

1. Инженерно-транспортные сооружения и коммуникации — рельсовые пути, станции и другие сооружения, обслуживающие линии метрополитена и скоростного трамвая, железные дороги, платформы и вокзалы; тоннели для автомобильного движения, пешеходные тоннели, автостоянки и гаражи, депо, автовокзалы и др.

2. Зрелищные, спортивные и другие общественные сооружения — кинотеатры, концертные и выставочные залы, спортивные залы и бассейны, библиотеки и др.

3. Предприятия торговли и общественного питания — рестораны, кафе, закусочные, универмаги, магазины, рынки, торговые центры, объекты мелкорозничной торговли в сочетании с подземными пешеходными переходами.

4. Предприятия коммунально-бытового обслуживания и связи — ломбарды, ателье проката, мелкие мастерские, парикмахерские, бани, приемные пункты химчисток и прачечных, общественные туалеты, почтамты, телеграф, телефон, сберегательные кассы, транспортные агентства и др.

5. Объекты складского хозяйства — продуктовые п промтоварные склады, холодильники, производственные склады, газобензокеросинохранилища, книгохранилища, различного рода резервуары и др.

6. Объекты промышленного назначения и энергетики — отдельные цехи заводов (где необходима различного рода защита), лаборатории, тепловые электростанции, гидроэлектростанции, промышленные котельные, мусороперерабатывающие заводы-автоматы и др.

7. Объекты инженерного оборудования — трубопроводы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, водостоки, кабели силовые и слаботочные различного назначения, мусоропроводы, керосино- и бензопроводы, трубопроводы, пневмопочта, общие коллекторы подземных сетей, электростанции и подстанции, хозяйственно-бытовые устройства, бойлерные, вентиляционные камеры, котельные, центральные тепловые пункты, трансформаторные подстанции, очистные и водоразборные сооружения, автоматические телефонные станции и др.

8. Рассмотрим некоторые характерные признаки наиболее массовых типов сооружений, рекомендуемых нами к строительству   в   подземном   пространстве.

9. Подземные сооружения транспортного назначения должны иметь наибольшее распространение в подземном пространстве крупнейших, крупных и больших городов и предназначаться для беспрепятственного движения пешеходов и транспорта, обслуживания и хранения различных транспортных средств.

По назначению и условиям эксплуатации подземные транспортные сооружения можно подразделит' на три основных группы: сооружения для движения пешеходов (пешеходные тоннели и залы); сооружения для организации непрерывного движения городского транспорта (тоннели, развязки, путепроводы и т. п.); сооружения, предназначенные для временного и постоянного хранения и технического обслуживания всех средств городского транспорта (депо, гаражи, стоянки, станции обслуживания).

Внеуличные пешеходные тоннели позволяют повысить безопасность движения пешеходов в городе, обеспечить возможность пересечения проезжей части городских улиц и площадей без задержек у светофоров, а транспорт на перекрестках и площадях будет двигаться без остановок, что увеличит пропускную способность улично-дорожной сети и среднюю скорость городского движения.

Подземные пешеходные переходы позволяют соединить, а также наиболее рационально и компактно разместить пересадочные узлы между сооружениями внешнего и городского транспорта, между станциями скоростного внеуличного транспорта (метрополитен, железная дорога, скоростной трамвай) и остановочными пунктами подвозящего уличного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) и, следовательно, обеспечить создание единой взаимосвязанной транспортной сети.

Транспортные тоннели должны устраиваться в направлении наиболее интенсивных транспортных потоков и разделять транспортное и пешеходное движение в разных уровнях.

Строительство подземных и полуподземных гаражей и стоянок в городах вызвано стремлением приблизить места хранения транспортных средств к их владельцам и к обслуживаемым ими учреждениям при дефиците наземных территорий.

Предприятия торгово-бытового назначения и зрелищные объекты, размещенные в подземном пространстве городов, обеспечат всестороннее и комплексное обслуживание населения в местах интенсивных пешеходных потоков и в первую очередь в общественных центрах, где сосредоточено, как правило, большое количество учреждений и предприятий.

При выборе зрелищных предприятий, рекомендуемых к размещению в подземном пространстве, учитывался социальный и художественный характер объектов. Так, выбор кинотеатров обусловлен тем, что они предназначены для массового и кратковременного пребывания людей, строятся по типовым проектам в каждом жилом районе, не нуждаются в дневном освещении, обслуживающий их персонал малочислен.

Предприятия торгово-бытового обслуживания и зрелищные объекты могут быть размещены в комплексе с транспортными узлами и подземными пешеходными переходами, а также под зданиями различного назначения.

В   соответствии   с   особенностями   эксплуатации предприятия обслуживания могут быть разделены на следующие группы:

а)         зрелищные и спортивные объекты: кинотеатры, концертные и выставочные залы, спортивнее залы и бассейны. Это, как правило, небольшие по объему
сооружения, рассчитанные на проживающих в районе их размещения;

б)         предприятия торговли: продовольственные и промтоварные магазины (небольшой вместимости), киоски, торговые автоматы, встроенные и отдельно
стоящие рекламные устройства;

в)         предприятия общественного питания, работающие по методу экспресс-обслуживания, кафе, кафе-автоматы, закусочные, бары, рестораны с банкетными залами, домовые кухни;

г) предприятия коммунально-бытового обслуживания (экспресс-обслуживание), пункты проката, парикмахерские, мастерские по мелкому ремонту, приемные пункты прачечных и химчистки, общественные туалеты;

д)         отдельные помещения предприятий торгово-бытового обслуживания, торговые залы, производственные, административно-бытовые, инженерно-технические и складские помещения, а также загрузочные устройства с дебаркадерами и рампами.

Большое значение для крупных городов будет иметь строительство под землей холодильников и складов. При этом значительно экономятся городские территории, а в названных подземных объектах легче, чем в наземных условиях, поддерживать постоянную температуру в течение всего года.

При строительстве промышленных и коммунальных складов в подземном пространстве их можно разместить в центре нагрузок, ближе к транспортным коммуникациям и с учетом дислокации потребителей сохраняемой продукции.

По условиям эксплуатации складские объекты разделяются следующим образом:

а)         склады   продовольственные  и  промтоварные, обслуживающие торговую сеть города, оборудованные высокомеханизированными устройствами с подземными тоннелями для автотранспорта;

б)         склады промышленной продукции, находящиеся в ведении  снабженческих  организаций, оборудованные железнодорожными устройствами для подачи к ним товарных поездов, а также тоннелями для автомобилей большой грузоподъемности;

в) склады горючих веществ для автомобильного, железнодорожного и водного транспорта (керосин, бензин, мазут, жидкий газ, масла). Эти склады должны иметь отдельные отсеки с надежной изоляцией между ними, подъезды для железнодорожного н автомобильного транспорта, особые вентиляционные устройства. Необходимо соблюдение специальных мер противопожарной безопасности.

В подземном пространстве могут размещаться и отдельные цехи промышленных предприятий, лаборатории, являющиеся источниками интенсивных шумов или где по технологии требуются особые условия, например отсутствие вибрации, повышенная чистота воздуха и т. п.

Перспективны для подземного строительства многие сооружения инженерного оборудования: котельные, автоматические телефонные станции, электрические подстанции, бойлерные, насосные и др., автоматизированные или с незначительным числом обслуживающего персонала и не требующие по технологии производства дневного освещения.

Принципиально важно для подземных сооружений различного назначения согласованное развитие и органическая взаимосвязь с наземной частью города.

Становится очевидной необходимость и правомерность использования подземного пространства городов как по горизонтали, так и по вертикали, чтобы обеспечить наиболее удобные и короткие вертикальные связи наземных объектов жилищного, культурно-бытового и коммунального назначения, инженерного обеспечения, складского хозяйства и других элементов инфраструктуры города.

Уровни использования подземного пространства городов различны в зависимости от их параметров.

Преимущества комплексного использования подземного пространства в градостроительстве, обусловленные компактным размещением строительства и рациональным использованием городских территорий, находят свое отражение во многих сферах и отраслях городского хозяйства в целом. Основные из них — сокращение потребностей в территориях для размещения нового строительства в городе и в связи с этим экономия затрат на строительство инженерных коммуникаций и транспорт, сокращение размеров отчуждаемых сельскохозяйственных и лесопарковых земель. За счет компактного размещения объектов в городе сокращаются затраты времени населения на транспортные поездки, совершенствуются формы и улучшаются условия обслуживания населения, имеются и другие экономические преимущества.

Художественно-эстетические особенности интерьеров подземных сооружений во многом отличаются от обычных наземных сооружений и должны компенсировать человеку восприятие естественной природной и городской среды.

Композиционные и декоративные средства, санитарно-технические и электротехнические мероприятия должны устранять отрицательное воздействие на человека подземного пространства и снимать ощущение физической и психофизиологической усталости.

Во внутреннем пространстве подземных сооружений очень важно контрастное чередование залов, различных по размерам и форме лестниц, коридоров, открытых световых дворов с различной цветовой гаммой и чередованием вертикальных и горизонтальных членений, простота и рациональность всех архитектурных элементов.

При разработке генеральных планов и детальной планировки  центральных  районов городов  принципиально важно проектировать не отдельные, изолированные друг от друга подземные сооружения, а всю систему обслуживания, тесно увязанную с общей объемно-планировочной и транспортной структурой города или его района.

*   *

Непрерывно нарастающий процесс урбанизации ставит перед градостроителями ряд сложных задач, решение которых позволит смягчить негативные последствия роста городов, плотности застройки, увеличения транспортной подвижности и ухудшения окружающей среды.

Альтернативой этой проблемы, по нашему мнению, является расширение использования подземного пространства городов и сооружение многих объектов городского хозяйства на уровне ниже дневной поверхности. Наряду с социальным эффектом, который может быть  достигнут при этом за счет создания больших озелененных и водных пространств, оздоровляющих микроклимат городской среды, и уменьшения затрат времени населением в сферах обслуживания обеспечивается значительный экономический, эффект за счет экономного использования городских территорий н компактного размещения строительства в городе.

Подземная урбанизация, по нашему мнению, позволит более успешно решать задачи по созданию компактных, удобных и здоровых городов в условиях нового подхода к решению планировки и застройки.

В подземном пространстве города могут быть размещены большинство объектов городского хозяйства, инженерные и транспортные сооружения, предприятия торговли, коммунального и бытового обслуживания, промышленные предприятия и установки и т. п.

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям в объектах обслуживания, размещенных в подземном пространстве, должно работать как можно меньше Постоянного персонала. При этом при проектировании необходимо соблюдать в полной мере соответствующие нормативы для подземных работ.

Размещение  под землей производств, выделяющих вредные вещества, недопустимо. Для обслуживающего персонала желательно создавать помещения с естественным освещением. Там же, где это не: возможно,   должны   предусматриваться   установки ультрафиолетового излучения длительного действия Не менее важно и устройство надземных систем приточно-вытяжной    вентиляции,    обеспечивающей многократный обмен воздуха согласно действующим нормам. Вентиляционные системы должны иметь   кондиционеры, а в ряде случаев озонирующие и ионизирующие устройства.

В транспортных автомобильных тоннелях пешеходов необходимо надежно изолировать от потоков автомашин, выделяющих отработавшие газы. Это можно осуществить путем устройства специальных шлюзов и камер в местах сопряжения подземных, транспортных коммуникаций с объектами торгово-бытового и коммунального обслуживания.

По согласованию с санитарно-гигиеническими opганами продолжительность рабочего дня персонала, занятого в торговых, культурно-бытовых и других предприятиях обслуживания, размещенных в подземном пространстве, должна быть сокращена.

Комментариев нет

Оставить комментарий